14 Декабря

Открываем мир DevOps — интервью с преподавателем курса девопс-инженер в TMS

Давай достанем с полки ключи от пылящегося в гараже «Делориана» и отмотаем время назад, года эдак до 2005-го. За работоспособность софта тогда, как и сейчас, отвечали не только программисты, но и системные администраторы, на чьих серверах этот самый софт был установлен.

Только в прошлом у девелоперов и сисадминов цели разнились. Первые мечтали обкатать фреймворк, запилить фичу и добавить пару строк в резюме с несколькими ноликами к зарплате. Вторые хотели не получать люлей за чужие косяки и не сидеть за компьютерами с красными глазами до ночи, пытаясь поднять обвалившийся прод.

Ситуацию исправила концепция DevOps, появившаяся в айти примерно в 2007 году. О ней мы и поговорим — с опытным девопс-инженером и преподавателем в IT-школе TeachMeSkills Максимом Разумовым.

LinkedIn преподавателя.

— Максим, расскажи о себе — как пришел в айти, каким был твой бэкграунд и почему ты решил стать девопс-инженером?

— Я знал, что буду работать в айти, еще со школы. Соответственно, сначала посещал курсы программирования для детей (учил Logo и Scratch, делал мультики, прокачивал алгоритмическое мышление), потом решал олимпиадные задачи.

С первым серьезным проектом столкнулся в университете. Пошел стажироваться в компанию во Владивостоке, которая занимается производством автономных подводных роботов. Мы писали для них софт и мне, в принципе, все нравилось. Однако совмещать работу и учебу в вузе оказалось сложно, из-за чего организацию пришлось покинуть.

На первой работе я тоже пробыл недолго — буквально три месяца. Большая федеральная компания, связанная с телекоммуникациями, закрыла проект и мне пришлось выбирать другое направление и другую команду. Я обратил внимание на сферу, связанную с девопсом и мониторингом.

Получается, что в девопс я пришел из программирования. Как правило, туда так и приходят — из разработки или системного администрирования.


— Кто такой девопс-инженер и чем он занимается? В чем заключается суть концепции DevOps?

— Девопс-инженер — это человек, который занимается автоматизацией. Внутри концепции DevOps много разных специализаций, но эта — основная. Он делает так, чтобы разработчики выкатывали релизы быстрее, писали код лучше, мгновенно реагировали на проблемы и принимали решения на основе метрик.

DevOps — это прежде всего методология, гласящая, что мы должны создавать бесшовные продукты, выкатывать их на прод, получать обратную связь и так далее, от релиза к релизу. Мнений о концепции много, и они меняются в зависимости от компании. Основное — это стремление автоматизировать и убирать рутину.


— Есть ли пример из твоей практики, когда внедрение концепции DevOps помогло компании достигнуть лучших коммерческих показателей?

— Приведу в качестве примера свой первый проект, на котором я и познакомился с девопсом. Мы писали какой-то код, который нужно было разложить на 200 серверов. В базовой вариации это выглядело бы так, что мы вручную заходим в каждую машину, выкладываем скрипты, а затем их настраиваем и проверяем.

Чтобы процесс ускорить, мы написали автоматизацию, которая самостоятельно добавляла файлы на серверы и выполняла манипуляции. Она выводила данные на дашборд (его мы тоже настроили самостоятельно) — в результате можно было все это дело контролировать. Таким образом, мы делегировали рутину инструментам и сконцентрировалась на основной деятельности (написании скриптов).

В рамках того проекта с нами работала другая команда — она отвечала за сервисы, занималась их обслуживанием и поддержкой. Все изменения в коде, ребята деплоили руками. Их задачи растягивались на несколько недель, в то время как мы, грубо говоря, нажимали пару кнопок и изменения внедрялись автоматически. Справедливости ради скажу, что у той команды софт был сложнее и они тоже шли в автоматизацию.


— Сможешь описать свой стандартный рабочий день? Чем занимается опытный девопс-инженер в конкретной коммерческой компании?

— Мой день начинается с митинга — встречи, где команда обсуждает, что мы делали вчера, чем будем заниматься сегодня и какие у нас проблемы. На неделе — еще пара встреч для планирования и оценки. К ним добавляются разговоры с разработчиками — людьми, для которых мы пишем автоматизацию, а затем ее проверяем и чиним.

Большую часть времени занимают рабочие задачи. Нужно что-то разбирать, писать код, тестировать инструменты и разбираться в скриптах, работающих плохо.
— Максим, ты преподаватель курса DevOps-инженер в TeachMeSkills. Чему учишь студентов? Успевают ли ребята освоить столь сложную специальность за 7,5 месяцев учебы?

— Программа у нас обширная — она занимает много времени и требует внимания. Главное, чему должны научиться студенты — это практика. На занятиях мы сосредотачиваемся на хард-скиллах — шарим экран, что-то пишем и стремимся сделать так, чтобы знания «оставались в пальцах».

Начинаем с базовых вещей (операционные системы, сети, «Линукс»), а заканчиваем сложными и высокоуровневыми, вроде Kubernetes и облаков. Ступенька за ступенькой, мы идем от стартовых навыков к серьезным скиллам, с которыми впоследствии студентам придется столкнуться на работе.

Программа в TMS — это комплекс тем, позволяющих студенту понять весь цикл обязанностей девопс-инженера. Ты учишься делать автоматизированные деплои, внедрять инструменты мониторинга, собирать все это вместе и применять облака. Есть и программирование — пишем базовые приложения, а затем их автоматически куда-то добавляем, отслеживаем и готовим к проду.


— Кажется, что девопс-инжиниринг — это специальность предельно техническая и прикладная, в которой хардовые навыки важнее софтовых. Так ли это?

— Есть такое мнение, что все программисты — интроверты, которые не любят общаться. Коммуникация может стать определенной проблемой, но я бы не сказал, что отсутствие общительности — повод не идти в профессию. Это постепенно будет развиваться — придется обращаться к коллегам, что-то спрашивать и узнавать. Ключевой софт-скилл — прямо говорить о непонятных вещах и не стесняться этого.


— Стоит ли идти в девопс без технического бэкграунда — образования, опыта работы сисадмином или специалистом техподдержки?

— В DevOps можно попасть разными путями — в том числе с позиции системного администратора, программиста или специалиста первой линии техподдержки. В работе на таких должностях ты уже сталкиваешься с «Линуксом», решаешь проблемы и в чем-то разбираешься — это один из главных скиллов девопс-инженера.

Освоить специальность получится и с нуля — шансы довольно высокие. Сфера не требует от тебя сильных навыков программирования — приблизительно 30-40% от того, что должен знать и уметь разработчик. С сетями и операционными системами также удастся разобраться самому, причем не в вузе, а с помощью книг и лекций.

В общем, всему можно научиться на курсах в IT-школе TeachMeSkills, приложив достаточное количество усилий.


— Кажется, что сейчас про DevOps начали говорить, писать и снимать ролики в пять раз больше. Почему в 2024 году специалисты такого профиля вдруг стали намного востребованнее?

— Я думаю, что основной хайп был приблизительно пять лет назад, когда концепция DevOps считалась новинкой, и на рынке появлялись ее основные инструменты. Сейчас девопс-инжиниринг — это очень четкая, нашедшая свою область применения сфера, которая считается своеобразным отраслевым стандартом, если можно так сказать.

Девопс-инженеры нужны огромному количеству компаний. Сегодня все понимают, зачем нужно внедрять эту концепцию, как это делать и к каким результатам приводит такая работа. Поэтому специалисты необходимы везде — вне зависимости от стека, с которым связана та или иная организация.

Если Java-разработчик может пойти в компанию, которая работает с «Джавой» (условно), то девопс-инженер легко подстроится почти под любую команду. У нас нет конкретного языка — его роль исполняют инструменты, похожие друг на друга и используемые для достижения схожих целей.


— Будет ли сфера девопс-инжиниринга оставаться востребованной в течение следующих 5, 10 или 15 лет?

Инструменты, с которыми девопс-инженеры взаимодействуют сейчас, настолько крепко «въелись» в нашу работу, что представить себе ситуацию с их внезапным исчезновением невозможно. Платформы вроде Kubernetes и Docker, различные системы автоматизации — поводов к их уходу нет, и не будет на протяжении 10-15 лет. Они сильно упрощают работу и добавляют стабильности абсолютно всем приложениям.

Соответственно, компаниям нужны девопс-инженеры, которые будут с этим работать, все настраивать и убирать ошибки. Поэтому я считаю, что интерес к направлению только увеличивается и набирает обороты.


— Максим, можешь дать пару советов начинающим девопс-инженерам?

Во-первых, будьте готовы к тому, что придется в чем-то разбираться — это буквально часть вашей работы — разбираться глубоко в каких-то сложных вопросах. Во-вторых, приготовьтесь к программированию — здесь важно уметь писать код, в отличие, например, от системного администрирования.

Проводите как можно больше домашних экспериментов — это один из самых крутых способов чему-то научиться и прокачать навыки на начальном этапе. Не бойтесь задавать вопросы. Часто случается так, что ты делаешь автоматизацию, смотришь на код и не понимаешь, как он работает «под капотом». Такой интерес — это классно, он заставляет искать, читать и осваивать новое.

Ценник на услуги девопса — высокий. Эксперт средней руки пишет в резюме цифру от $2 500 чистыми (с важным лицом, напоминающим трехдневный драник). За эти деньги нужно многое уметь, но тут мы тебе поможем. На курсе DevOps-инженер в TMS студенты осваивают все инструменты для трудоустройства на джуниор-позицию, в том числе и под руководством героя интервью — Максима Разумова.
Над материалом работал Михаил Агеев
Понравился материал? Поделись им с друзьями!

Стань востребованным IT специалистом

Наша цель — дать тебе знания и опыт, достаточные для трудоустройства в крупнейшие IT компании.