— Должностная инструкция — отдельный от трудового договора/контракта документ, с которым наниматель знакомит работника под подпись, — обращает внимание Алексей. — Обязанности в ней должны соответствовать вашей реальной работе, о которой вы договариваетесь. Посмотрите, нет ли там обязанностей, о которых вам не говорили. Иногда они туда могут закрасться по ошибке, при подготовке документа по шаблону. Спокойно укажите, если увидели что-то лишнее, чтобы инструкцию поправили.
Пересмотр суммы
— Договор может содержать положение о сроках и порядке пересмотра заработной платы, но это скорее общие формулировки для информации о политике компании, поскольку по соглашению сторон и эти положения могут быть изменены. При этом упоминание о пересмотре не означает обязанность нанимателя повышать зарплату с определенной периодичностью, — констатирует Алексей. — В крупных компаниях подобные процедуры запротоколированы, вы можете совершенно спокойно попросить, чтобы вам рассказали о принятом порядке пересмотра размера заработной платы, чтобы ориентироваться в системе.
Как не стесняться задавать вопросы?
— В первую очередь надо понять и принять, что трудовые отношения — двусторонние, рассматривайте их как сотрудничество, — поясняет Алексей. — Не только у работника есть интерес в трудоустройстве, но и наниматель очень хочет нанять подходящего специалиста. И если вы можете закрыть потребность компании, то вправе ожидать встречного удовлетворения ваших пожеланий по зарплате, рабочему месту, задачам и т.д. Поэтому так же, как у нанимателя на интервью есть вопросы, так и у вас могут быть к нему. Нормально спрашивать о «потолке» зарплаты по вашей должности или о том, какая политика в компании по переходу на другую должность, какую вам могут дать технику для работы и какие задачи смогут предложить, есть ли компенсации за обучение и т.д. Для этого необязательно вести себя требовательно или агрессивно, интересующие вопросы можно задавать вежливо и спокойно.