Гуглим и… о, боже, почему так много?
Про soft skills уже хватает исследований, анализа, защищенных диссертаций и статей. Как будто авторы друг с другом меряются, кто больше навыков назовет. Мы выбрали список побольше, смотри, что туда входит: коммуникация, критическое мышление, клиентоориентированность, управление командой, менторинг, умение принимать решения, эмоциональный интеллект, ненасильственное общение, самостоятельная работа в режиме неопределенности, рефлексия. Хорошие такие навыки, полезные всем. Что же из этого необходимо именно разработчикам, мы решили спросить у Front End Team Lead в Itransition, Алексея Ховбока, за плечами у которого 7+ лет опыта коммерческой разработки.
— На своей текущей позиции могу выделить несколько софт-скиллов для лида, — говорит Алексей. — Это: самостоятельность (умение решать поставленные задачи и принимать верные стратегические решения), коммуникабельность (это не просто общительность в общем понимании, а умение выстраивать гармоничное общение внутри команды, с клиентами, способность доносить свои мысли простыми словами, задавать правильные вопросы, решать конфликты внутри команды. Также сюда я отношу способность оградить команду от внешних раздражительных факторов. Еще к важным софт-скиллам относится инициативность — это проактивность на проекте, анализ и внедрение новых практик, улучшение процессов разработки, умение предложить и реализовать новые идеи. Важная часть, с которой у меня когда-то были сложности — это делегирование. Не так просто распределять роли внутри команды, передавать знания, а не пытаться решать все сложные задачи самому.
Также Алексей упомянул, что лично у него поначалу были трудности с общением с клиентами из-за уровня английского языка и культурных отличий. Проблема решилась корпоративными курсами по английскому.
- В IТ-сфере уделяют внимание развитию сотрудников, — говорит Алексей. — В компаниях проводят не только курсы английского, но и обучают многим soft skills: учат разруливать конфликты, выстраивать командную работу, «пробуждать» креативное мышление, беречь и свои и чужие границы, брать на себя ответственность, прокачивать эмоциональный интеллект. Мне было сложно научиться делегировать задачи, потому что я думал, что другие не справятся или сделают не так качественно, как я. И здесь ситуация помогла: в какой-то момент времени я просто не успевал физически все сделать, поэтому пришлось смириться и научиться передавать часть задач команде.