30 декабря

«На белорусском рынке вряд ли можно найти школу, которая готова выставить на всеобщее обозрение интервью со своими наставниками» – Илья Рублевский директор TeachMeSkills

В конце года принято подводить итоги. Поскольку предыдущие пять лет команда TeachMeSkills этого не делала, было принято решение поделиться своими свершениями и победами за все время своего существования. Вергилием по прошлому, настоящему и будущему школы стал директор Илья Рублевский.
– Всем интересно узнать историю создания IT-школы TeachMeSkills. Как все начиналось?

– Для меня TeachMeSkills – это история одного стартапа, который был создан тремя учредителями не ради денег, а ради идеи. Поскольку у нас уже был бизнес – веб-студия, которая постепенно эволюционировала в IT-компанию, мы понимали, какие знания и навыки нужно давать ребятам, чтобы они по окончании курсов были востребованными на рынке.

Так что зимой 2015-ого мы собрались с мыслями и приняли решение открыть школу программирования. Естественно, как провернуть это хлопотное дельце, мы до конца не понимали. Первая проблема, с которой мы столкнулись, – придумать название для своего нового «проекта». Методом проб и ошибок мы пришли к TeachMeSkills.

Второй нюанс – выстраивание рабочих процессов. Этап подготовки запуска первого курса занял у нас около трех месяцев. В тот период мы взяли штурмом VK – это была наша стартовая социальная площадка. Изначально упор на курсе был на верстку и технические штуки, связанные с Front End. Параллельно шла работа над сайтом. К маю 2015-ого были собраны и запущены первые группы. Мы очень долго согласовывали оптимальное количество учеников в группе, с особой тщательностью отбирали преподавателей (хотя что касается отбора, условия стали только жестче).

К сентябрю мы стали запускать новые курсы, среди которых был курс и по Java. Однако я считаю, что ключевым моментом, когда мы расправили плечи, можно назвать вторую половину 2016 года. В то время мы уже выпустили на рынок 5 продуктов и поняли, как надо работать с клиентом, чтобы он остался доволен.
– С момента запуска прошло почти 5 лет! Что изменилось за это время и чем TeachMeSkills живет сейчас?ьно ли заканчивать технический вуз и иметь опыт работы разработчиком?

За это время произошли колоссальные изменения:

Во-первых, идея стала успешным масштабирующимся бизнесом. Сегодня этот проект может себя окупать и приносить прибыль, ну и за счет этого развиваться.

Во-вторых, отмечается рост сотрудников компании как в количественном, так и в качественном отношениях.
Звучит банально, но несколько лет назад я прочел одну книгу, которая помогла мне понять, как нужно выстраивать отношения с клиентами – речь идет о «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда» Тони Шея (тот самый чувак, компанию которого выкупил Amazon). Так вот, у Шея есть один принцип: нужно максимально удовлетворять все потребности клиента, даже предвосхищать их. Это лирическое отступление было к тому, что (ин май опиньён, оф кос) наша школа отличается от остальных тем, что мы очень точечно работаем с каждым клиентом, ведь его потребности – это самое ключевое.
В-третьих, разнообразие портфеля. Количество предлагаемых нами курсов в сравнении с тем же 2016-ым значительно возросло.

В-четвертых, сегодня мы взаимодействуем и находимся в тесном контакте более чем с двумя десятками компаний, которые регулярно забирают наших лучших выпускников, а после пишут нам благодарственные письма. По отдельным дисциплинам мы уже установили золотой стандарт качества. К примеру, Front End-разработчики, которые прошли нашу школу, при должном усвоении программы становятся отличными специалистами уровня джуниор +. То же касается и курса по iOS разработке – в отдельных группах процент трудоустроенных достигает 100%.
Это говорит еще и о том, что школа TeachMeSkills уже сформировалась как бренд. О нас знают, у нас есть отличительные признаки и плюшки (фирменный мерч для студентов не исключение), мы ведем свой блог на YouTube. Будем честны, на белорусском рынке вряд ли можно найти школу, которая готова выставить на всеобщее обозрение полнометражное интервью со своими наставниками.
Ну и еще один самый важный момент, я о нем говорил в начале: уровень отбора преподавателей стал еще жестче, ведь любая организация, которая занимается образованием, держится сугубо на хороших наставниках.
– Ты упомянул YouTube-канал: как тебе вообще пришла в голову эта идея?

Озарение ко мне пришло в феврале 2019 года. Я понимал, что мы растем, развиваемся, все идет ровненько, но чего-то не хватает. И тут меня осенило – все дело в отсутствии площадки, на которой можно свободно общаться. Не скрою, в детстве я мечтал не о космонавтике – роль ведущего привлекала меня больше. И YouTube стал тем инструментом, которым я убил сразу два зайца – и школе помог и о себе не забыл (смеется).

Второй шаг – определиться с форматом. Мне по духу близки Познер, Дудь и все, все, все. Так что я вдохновленный опытом лучших из лучших и решил сделать нечто подобное. Только мои звездные гости – это рядовые айтишники, рассказывающие о себе и своем опыте работы.

Уже в марте 2019-ого я написал первый сценарий, но только в июле был отснят материал. Я рискнул и выпил шампанского (улыбается).
– Вернемся к нашим баранам: в любом бизнесе есть свои подводные камни. С какими «нюансами» конкретно ты сталкивался за время существования школы?

– Мои Топ-3:

Личное выгорание.
Скажу откровенно, что школой я активно занимаюсь почти четыре года. За это время я дважды профессионально выгорал. Представьте, что в 2016 году, я выиграл не гринкарту, а безлимит на американские горки: вот так меня и колбасит все время на взлетах и при падениях.

Вопросик с кадрами.
Ни для одного владельца бизнеса не секрет, что процессом управляют люди, которых вы взяли в команду, а вы, в свою очередь, уже управляете этими людьми. Что касается TeachMeSkills, то по корпоративному уровню мы близки к компании семейного типа. Поэтому каждый новый игрок в нашей команде проходит жэстачайшы отбор, прежде чем стать частью семьи. В этом отборе и загвоздка, непросто найти своих по духу людей, но пока мы с этим справляемся (улыбается).

Наличие экспертизы.
Я считаю, что в любом бизнесе, когда ты начинаешь его делать с нуля, наличие первоначальной экспертизы очень сильно помогает развиваться в правильном направлении. Поэтому если говорить о школе программирования, то эта та сфера, когда тебе надо свою экспертизу постоянно подтачивать и держать себя в тонусе.
Время банальных вопросов. С приходом COVID-19 всем пришлось играть по другим правилам и TeachMeSkills не исключение – вам пришлось адаптироваться к онлайн-формату. Теперь это уже не столько необходимость, сколько новое направление. Какие пути развития ты видишь в дальнейшем?

Я могу сравнить офлайн и онлайн с театром и кино. Во-первых, онлайн-формат в скором времени станет таким же популярным и массовым (как и кино) без привязки к пандемии. Офлайн (как и театр) тоже имеет место быть, но его выбирают люди, которым необходимо получать живые эмоции и энергию не через экран монитора. Так вот, как и любой массовый продукт, онлайн покорит сердца миллионов, ну а почему бы и нет: границы стираются, да и время экономится.

Безусловно, есть ряд проблем, которые мы решаем или пытаемся решить. Я имею в виду вовлеченность, её надо активно развивать. Если клиент будет понимать, что он приходит не просто послушать лекцию, а становится участником уникального интерактивного шоу (мы все любим, когда нас развлекают), то результаты студентов станут впечатляющими.

Еще один момент – производство уникального продукта. Не смотря на массовость, мы должны оставаться приверженцами индивидуального подхода и с особым трепетом относится к программам курсов. Это позволит нам конкурировать не только на локальном рынке и рынке СНГ, но и, в первую очередь, на мировом рынке.
Планы впечатляют. Но поговорим о тех вещах, которые уже реализованы: сегодня, вне зависимости от направления, все программы курсов включают в себя занятие с рекрутером и занятие с психологом. Расскажи, пожалуйста, про эти нововведения.

Что касается курса по профориентации: мы приглашаем опытного рекрутера, задача которого в одно-два занятия рассказать и показать нашим ребятам следующие вещи:

- как правильно оформить своё CV;
- как оформить и затем вести свой профайл в Linkedln;
- игра в имитацию: студенты в режиме тест-драйв пробуют пройти собеседование;
- технический собес с участием ментора (не менее важный момент в реальной жизни).
Занятие с психологом:

Это очень интересная практика. Мы уже больше года работаем не только на хард-, но и над софт-скиллами студентов (та вещь, которой обучаешься всю сознательную жизнь). В этом блоке студенты учатся расставлять в своей речи правильные акценты, а также выступать публично. + очень важный навык – саморелаксация, чтобы ребята, несмотря на стрессы, а любое собеседование это стресс, чувствовали себя комфортно.
За пять лет через TeachMeSkills прошло около 3 тысяч студентов, многие из них получили работу. Расскажи про трудоустройство, что должен делать студент, чтобы все-таки получить работу после курсов?

Я могу ответить на этот вопрос, смотря с трех ракурсов: как собственник бизнеса, который сам принимает людей на работу и как менеджер, коммуницирующий с коллегами по цеху из мира IT, как потенциальный кандидат на должность.

Во всех трех случаях действует избитая аксиома – подавайтесь везде, ведь, чем больше отказов вы получите, тем выше шанс того, что вы поймете, почему вам отказывают.Нет ничего ценнее, когда вы набили кучу шишек и потом поняли, чего хочет от вас работодатель.

+ не забывайте про общение. Я сам нанимаю сотрудников в компанию, провожу собесы, и нет ничего ужаснее, когда ведется монолог со стороны нанимателя. В большинстве случаев, я связываю это с тем, что у человека нет четкой заинтересованности в этой работе.

Важный момент – обратная связь – всегда просите её! Если у вас что-то не получается, не надо наглеть, но быть упорным стоит. По большому счету любая вакансия – это идеальная картина кандидата, которого хотят видеть на данной позиции. Но по факту, компании готовы снизить планку, когда ведется разговор face to face, потому что они понимают, что личные качества кандидата важны не менее, а то и более, чем технические навыки.
Можно ли дать однозначный ответ на вопрос: что лучше, растить своих экспертов внутри компании или нанимать состоявшихся? Это к вопросу о том, что многие ребята переживают, что их без опыта никуда не возьмут (в продолжение темы о собесах).

Все зависит от компании: если бизнес находится в начале пути, или в стадии прогрессивного, но не быстрого роста, или речь идет о тысячной корпорации, – он может себе позволить брать молодых и зеленых специалистов под свое крыло.

В чем прелесть новичков (фрешменов)? Они гибкие и инициативные, таких ребят можно сделать высококлассными специалистами, которые полностью подходят под требования компании. Зрелых спецов с устоявшимся бэкграундом перепрофилировать сложнее (речь идет о тех же софт скиллах).

Что касается найма уже сформировавшихся кадров: это вариант подходит компаниям, находящимся в фазе активного роста, – успех он в первый месяц не сделает, но процесс адаптации будет заведомо меньше (что отражается и на финансовой стороне вопроса).
Я уверена, что за пять лет работы со студентами у тебя появился золотой фонд смешных историй. Расскажи парочку любимых.

История №1

Очень крутая история была год или полтора назад, когда у нас обучалась девочка по направлению Python-разработка. Она ни разу не технарь, но решила испытать свои силы (причем осваивала она материал на достойном уровне), пока находилась в положении. Когда курс подходил к концу, была зима, и вот после одного такого вечернего занятия, эта девочка не пришла на следующее. Как мы потом узнали, она родила сразу после последнего посещенного ею занятия. И нашим кураторам молодая мама написала, что роды для нее были проще, чем последняя домашка, которую задал преподаватель (кстати, в процессе ее выполнения схватки и начались). К слову, она потом восстановилась и закончила курс уже после рождения ребенка.
История №2

Второй прикольный кейс связан с моим одногруппником-лингвистом. Парень он хороший, но такому типу людей периодически нужны мотивационные пинки под зад. Я предложил прийти ему к нам на курсы, но чуда с первого раза не произошло – после половины курса он ушел. Вторая попытка стать айтишником случилась через полгода: он освоил курс и пару недель устроился на работу. Но, испыт он так и не прошел, его уволили, Подался еще в одну компанию, из которой, проработав несколько месяцев, он ушел сам. И только потом он получил магический оффер из Итры, где и работает уже больше года.

История №3

Это был 2016 или 2017 год. В какой-то момент (в момент, когда почти вся команда была в отпусках) у нас резко выросло количество групп. Полтора человека, которым не повезло отдыхать по графику в другое время, просто зашивались. Так случилось, что мы забыли про одну группу, точнее забыли их предупредить, что у них отменяется занятие. Они пришли, увидели, что никого нет и, естественно, обиделись. Нами было решение срочно исправлять ситуацию: мы попросили ребят остаться, заказали вкусной еды и поговорили с ними "об жизни", было очень душевно.
Напутственное слово от Ильи будущим студентам TeachMeSkills:

Если вы решили войти в IT, начните с себя, точнее со своих сильных сторон. Только поняв, в чем вы действительно сильны и к чему у вас лежит душа, можно выбрать направление, в котором вы сможете развиться (не исключено, что для осознания и принятия вам придется перелопатить кучу книжек и сайтов с полезной информацией). После того, как вы определились с областью, в которой хотите развиваться, начните изучать школы и предлагаемые курсы. Внимательно ознакомьтесь с историей заведения, в котором вы собираетесь учиться, особое внимание уделите программе курса, соберите информацию о наставнике – в общем, будьте во всеоружии. Как только сделаете выбор, начнется ваше приключение. И запомните, вам придется пахать, особенно если начинаешь с нуля. Помимо двух занятий по три часа в неделю, готовьтесь грызть гранит науки по 20-30 часов самостоятельно. Другого рецепта успеха нет – все постигается через труд. Практика, практика и еще раз практика.

Как сказал Артемий Лебедев: «Как себя мотивировать: да никак, оставайтесь в *опе».

Стань востребованным IT специалистом

Наша цель — дать тебе знания и опыт, достаточные для трудоустройства в крупнейшие IT компании.