Жара начинается! 15% на все курсы!
Весенняя распродажа
00:00:00:00
Our Website is Almost Ready
Launch a targeted campaign.
Scale your infrastructure with our simple service.
Days
Hours
Minutes
Seconds
19 октября

"Что мы будем делать?": о профессии Product manager, гипотезах и важности опыта поговорили с наставником TeachMeSkills Сергеем Халецким

Линкедин преподавателя: https://www.linkedin.com/in/sergey-khaletsky/
— Предлагаю начать с истории твоих путей-дорог в мир IT?

— Все началось в универе. Правда, тогда не было таких IT-специальностей. В 2006 году это называлось "Менеджер-экономист информационных систем". Сейчас бы сказали проще — бизнес-аналитик.

На последнем курсе устроился работать в небольшую компанию специалистом по бизнес-моделированию. Рисовал схемы и диаграммы, которые потом уходили коллегам из департамента разработки. Постепенно стал выполнять роль Product owner, совмещая с анализом. И около пяти лет назад перешел на позицию Product manager.


— Давай разберемся, кто такой Product manager.

— Product Manager — специалист, отвечающий за конечный результат выпускаемого продукта. Неважно, создает он что-то айтишное или обычный йогурт. Product Manager на основе данных ищет нужную аудиторию, для которой этот продукт был бы полезен и закрывал определенную потребность, а для бизнеса приносил прибыль.


— Правильно ли я понимаю, Product manager анализирует, что нужно аудитории, и предлагает бизнесу воплотить это?

— Да, но не совсем бизнесу. Скорее, спонсору, готовому инвестировать в идею.


— Ты сказал: "создает продукт". А что понимается под этим "создает"? Product manager участвует в разработке, или он предлагает, и на этом все заканчивается?

— Продакт принимает участие во всех этапах создания продукта. Конечно, обязанности могут варьироваться в зависимости от компании. Но, несмотря на это, Product manager отвечает за процесс того, что команда будет разрабатывать. Следовательно, ему важно знать все тонкости этого процесса. Можно ведь создать один и тот же продукт, но с разным количеством ресурсов. Если этих ресурсов слишком мало или, наоборот, много, может случиться так, что он выйдет кривым. Тогда придется потратить лишнее время и деньги на его доработку. Или продукт вовсе не окупится. А процесс продажи, в том числе – часть работы продакт-менеджера.


— А зачем в команде Project manager, когда за всеми тонкостями разработки следит Product manager?

— Project manager отвечает за отдельно взятую команду внутри одного проекта. Следит за сроком и контролирует, чтобы обязанности, взятые департаментом, были выполнены согласно плану.

Project manager отвечает на вопрос: "как мы сделаем?", тогда как Product manager: "что мы будем делать?". То есть у первого объект управления – команда, у второго – результат, получаемый командой, и метрики, с помощью которых этот результат можно оценить. Продакт-менеджер больше про анализ и цифры, а проджект-менеджер – про сам процесс создания. Это основная разница.


— А есть кто-то над продакт-менеджером?

— По контролю задач могут быть представители бизнеса или старший продакт-менеджер.


— Какие вообще основные задачи Product manager?

— В зависимости от того, на какой фазе находится проект.


— Условно разделим на три части. Первая фаза – идея, вторая – разработка и третья — релиз. Давай пройдемся по каждой.

— В самом начале, когда нет ничего, идет подготовительная работа по проработке гипотез. Проводится анализ рынка, вычленяются основные идеи, которые хотелось бы реализовать. Прикидывается бюджет, окупаемость идеи. Еще на начальном этапе, кроме анализа и подготовки документации, создается и описывается стратегия развития и продвижения продукта.

Дальше определяются инструменты реализации. Есть понятие roadmap — план того, какие вещи за какой период времени будут доставляться на рынок. В соответствии с планом начинается подготовка документации. Этот этап подхватывает Рroject manager, подключается бизнес-аналитик.

Когда все это дело начинает реализовываться, Рroject manager смотрит за процессом разработки. И если, например, команда по каким-то причинам не может выполнить задачу, то он решает этот вопрос с Product manager. На этом же этапе настраивается аналитика, чтобы по результатам выхода можно было оценить эффективность сделанного.

Честно выпустить продукт в наше время несложно, учитывая огромное количество предназначенных для этого инструментов. Самое интересное, когда после релиза что-то идет не так. Тут то начинаешь думать, что нужно делать, чтобы пофиксить баг.
— Вот ты говоришь про гипотезы, а как они формируются? Откуда берутся? Просто с неба или на основе чего-то?

Гипотезы — предположения, которые мы генерируем. Получаем их из мнений пользователей и анализа рынка. Поэтому важный для продакт-менеджера скилл — уметь генерировать гипотезы.


— Какие еще нужны скиллы для работы Product manager?

— На вводных лекциях мы говорим, что это опыт, связанный с аналитикой, понимание процессов работы команды, IT-индустрии в целом. Если такого опыта не было, но хочется стартовать с этого направления, придется приложить чуть больше усилий, чтобы наверстать недостающее.


— Можно как-то самостоятельно подготовиться?

— Мне кажется, сейчас самостоятельно можно выучить все. Вопрос лишь восприятия. Но для тех, кто не работал в IT, но хочет войти через направление Product manager, есть курсы. Возможно, сразу стоит подтянуть бэкграунд проджекта или, например, бизнес-анализа. Тогда будет легче влиться в область продуктового менеджмента.

Хочешь узнать, кто такой бизнес-аналитик и чем он занимается в IT? Переходи по ссылке.


— А что касается soft skills? Какие они должны быть?

— Коммуникабельность – самое главное. Общения много: с бизнесом, с пользователями, с командой разработки. Из этого вытекает стрессоустойчивость. Добавил бы еще креативность, чтобы гипотезы генерировать.


— Насколько сейчас востребован рынок продакт-менеджерах?

— Вакансии есть всегда. Просто в сравнении с разработчиками их гораздо меньше. Но так и должно быть. К примеру, на большой проект нужно максимум два продакта, тогда как разработчиков – пять, а может, и десять.


— Какой рост у продакт-менеджера?

— Здесь есть свои градации. Все зависит от компании. Это может быть градация по уровню: продакт первого уровня, второго, третьего.


— А чем продакт перового уровня отличается от продакта третьего?

— Опытом, насмотренностью и быстротой принятия решений. Чем выше уровень, тем лучше у специалиста выстраивается система выработки гипотез. Имея разный опыт, он может понять, как с той или иной гипотезой лучше поступить. Каким способом ее проверить.

Все, что касается продакт-менеджмента, очень индивидуально. Есть какие-то общие паттерны, но, используя все законы жизни при разработке первого продукта и второго, можно прийти к абсолютно разным результатам. Потому что контекст постоянно меняется.

Если у разработчика есть какие-то правила, и он учится писать более оптимизированный, красивый код, то здесь все усложняется постоянно меняющимся рынком. И те паттерны, которые работали раньше, могут уже не работать. Получается, для продакт-менеджера важен опыт. Чем больше у тебя опыт, тем выше уровень.


— Что пожелаешь будущим студентам?

— Быть готовыми к тому, что курсы — это всего лишь первый шаг, а все сложное и интересное всегда впереди.


Заинтересовало направление? Узнать подробнее, что изучают на курсе "Product Manager в IT", можно по ссылке.

    #Входи в айти вместе с TeachMeSkills. По промокоду "СЕРГЕЙ1910" мы дарим тебе скидку в размере
    100 BYN на курс "Product Manager в IT".


    *бонус будет действовать только при первичном обращении и последующем заключении договора
    Интервью провел Николай Костюков
    Понравился материал? Поделись им с друзьями!

    Стань востребованным IT специалистом

    Наша цель — дать тебе знания и опыт, достаточные для трудоустройства в крупнейшие IT компании.